Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826 “О принятии технического регламента Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту”
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее – Комиссия) решила:
1. Принять технический регламент Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011) (прилагается).
3. Установить:
3.1. Технический регламент Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (далее – Технический регламент) вступает в силу с 31 декабря 2012 года.
3.2. Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства – члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее – продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 30 июня 2014 года, за исключением документов об оценке (подтверждении) соответствия требованиям, установленным законодательством государства – члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданных или принятых в отношении топлива для реактивных двигателей марки РТ, которые действуют до 1 января 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, не допускается.
3.3. До 30 июня 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента, за исключением топлива для реактивных двигателей марки РТ, производство и выпуск в обращение которого при наличии таких документов допускается до 1 января 2015 года.
Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза не допускается.
3.4. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
3.5. Документы об оценке (подтверждении) соответствия топлива для реактивных двигателей и мазута требованиям, установленным Техническим регламентом, выданные или принятые до дня вступления в силу изменений в Технический регламент согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 г. N 43 “О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)”, действительны до окончания срока их действия.
Обращение топлива для реактивных двигателей и мазута, выпущенных в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.
4. Секретариату Комиссии совместно со Сторонами подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента, и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Решения обеспечить представление его на утверждение Комиссией в установленном порядке.
5. Казахстанской Стороне с участием Сторон на основании мониторинга результатов применения стандартов обеспечить подготовку предложений по актуализации Перечня стандартов, указанных в пункте 2 настоящего Решения, и представление не реже одного раза в год со дня вступления в силу Технического регламента в Секретариат Комиссии для утверждения Комиссией в установленном порядке.
6. Сторонам:
6.1. к дате вступления Технического регламента в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию;
6.2. обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу.
7. Настоящее Решение вступает в силу через 15 дней со дня его официального опубликования, если в течение этого срока Стороны не заявят о приостановлении своего одобрения Технического регламента.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 013/2011 О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ
Предисловие
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее – Технический регламент ТС) – разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее – топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Статья 1. Область применения
1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
Статья 2. Определения
2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
автомобильный и авиационный бензин – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;
выпуск в обращение – первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
дизельное топливо – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
изготовитель – юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
импортер – резидент государства – члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
мазут – топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
марка топлива – словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
обращение топлива на рынке – этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
октановое число – показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
опытно-промышленная партия – партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
партия топлива – количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);
потребитель – юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
присадка – вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
продавец – юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства – члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства – члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
судовое топливо – жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
топливо для реактивных двигателей – жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;
уполномоченное изготовителем лицо – юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством – членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;
цетановое число – показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;
экологический класс топлива – классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке
3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
наименовании и марке топлива;
соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.
Статья 4. Требования безопасности
4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей “смазывающая способность” и “массовая доля полициклических ароматических углеводородов” при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.
4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.
4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.
4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.
4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.
4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.
4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать:
наименование и обозначение марки топлива;
наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
дату выдачи и номер паспорта;
подпись лица, оформившего паспорт;
сведения о декларации соответствия;
сведения о наличии присадок в топливе.
4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства – члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.
5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) – национальных (государственных) стандартах государств – членов Таможенного союза.
Статья 6. Подтверждение соответствия
6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства – члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.
Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.
Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
для серийно выпускаемых топлив – по схемам 3д или 6д;
для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, – по схеме 4д;
для опытно-промышленных партий – по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
– протокол (протоколы) испытаний топлива;
– копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
– копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);
– декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
– протокол (протоколы) испытаний топлива;
– копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
– документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
– копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
– декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
– протокол (протоколы) испытаний топлива;
– документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
– копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
– декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации.
Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:
при подтверждении соответствия по схеме 3д – не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д – с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схеме 6д – не более 5 лет.
Статья 7. Защитительная оговорка
7.1. Государство – член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства – члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
О принятом решении уведомляются другие государства – члены ТС.
7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.
7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:
Республики Армения – по 31 декабря 2016 года;
Республики Беларусь – по 31 декабря 2014 года;
Республики Казахстан – по 31 декабря 2017 года;
Кыргызской Республики – по 31 декабря 2017 года;
Российской Федерации – по 31 декабря 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения – по 31 декабря 2016 года;
Республики Беларусь – по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации – по 1 июля 2016 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
Республики Армения – со 2 января 2016 года;
Республики Казахстан – с 1 января 2018 года;
Кыргызской Республики – с 1 января 2018 года;
Российской Федерации – с 1 января 2015 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения – по 31 декабря 2015 года;
Республики Беларусь – по 31 декабря 2014 года;
Российской Федерации – по 31 декабря 2015 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.
Приложение 1 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ОБОЗНАЧЕНИЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.
Приложение 2 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА
Характеристики автомобильного бензина | Единица измерения | Нормы в отношении экологического класса | |||
К2 | К3 | К4 | К5 | ||
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 150 | 50 | 10 |
Объемная доля бензола, не более | % | 5 | 1 | 1 | 1 |
Массовая доля кислорода, не более | % | не определяется | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: | % | ||||
ароматических | не определяется | 42 | 35 | 35 | |
олефиновых | не определяется | 18 | 18 | 18 | |
Октановое число: | – | ||||
по исследовательскому методу, не менее | 80 | 80 | 80 | 80 | |
по моторному методу, не менее | 76 | 76 | 76 | 76 | |
Давление насыщенных паров: | кПа | ||||
в летний период | 35 – 80 | 35 – 80 | 35 – 80 | 35 – 80 | |
в зимний период | 35 – 100 | 35 – 100 | 35 – 100 | 35 – 100 | |
Концентрация железа, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация марганца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация свинца <*>, не более | мг/дм3 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Объемная доля монометиланилина, не более | % | 1,3 | 1,0 | 1,0 | отсутствие |
Объемная доля оксигенатов, не более: | % | ||||
метанола <**> | не определяется | 1 | 1 | 1 | |
этанола | не определяется | 5 | 5 | 5 | |
изопропанола | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
третбутанола | не определяется | 7 | 7 | 7 | |
изобутанола | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле | не определяется | 15 | 15 | 15 | |
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °C) | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
<*> Для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие. | |||||
<**> Для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие. |
Приложение 2 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА
Характеристики автомобильного бензина | Единица измерения | Нормы в отношении экологического класса | |||
К2 | К3 | К4 | К5 | ||
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 150 | 50 | 10 |
Объемная доля бензола, не более | % | 5 | 1 | 1 | 1 |
Массовая доля кислорода, не более | % | не определяется | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: | % | ||||
ароматических | не определяется | 42 | 35 | 35 | |
олефиновых | не определяется | 18 | 18 | 18 | |
Октановое число: | – | ||||
по исследовательскому методу, не менее | 80 | 80 | 80 | 80 | |
по моторному методу, не менее | 76 | 76 | 76 | 76 | |
Давление насыщенных паров: | кПа | ||||
в летний период | 35 – 80 | 35 – 80 | 35 – 80 | 35 – 80 | |
в зимний период | 35 – 100 | 35 – 100 | 35 – 100 | 35 – 100 | |
Концентрация железа, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация марганца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация свинца <*>, не более | мг/дм3 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Объемная доля монометиланилина, не более | % | 1,3 | 1,0 | 1,0 | отсутствие |
Объемная доля оксигенатов, не более: | % | ||||
метанола <**> | не определяется | 1 | 1 | 1 | |
этанола | не определяется | 5 | 5 | 5 | |
изопропанола | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
третбутанола | не определяется | 7 | 7 | 7 | |
изобутанола | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле | не определяется | 15 | 15 | 15 | |
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °C) | не определяется | 10 | 10 | 10 | |
<*> Для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие. | |||||
<**> Для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие. |
Приложение 3 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Характеристики дизельного топлива <*> | Единица измерения | Нормы в отношении экологического класса | |||
К2 | К3 | К4 | К5 | ||
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 500 | 350 | 50 | 10 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: | °C | ||||
для летнего и межсезонного дизельного топлива | 40 | 40 | 55 | 55 | |
для зимнего и арктического дизельного топлива | 30 | 30 | 30 | 30 | |
Фракционный состав – 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше | °C | 360 | 360 | 360 | 360 |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более | % | – | 11 | 11 | 8 |
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее | – | 45 | 51 | 51 | 51 |
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее | – | не определяется | 47 | 47 | 47 |
Смазывающая способность, не более | мкм | не определяется | 460 | 460 | 460 |
Предельная температура фильтруемости, не выше: | °C | ||||
летнее дизельное топливо | не определяется | не определяется | не определяется | не определяется | |
дизельного топлива зимнего <**> | минус 20 | минус 20 | минус 20 | минус 20 | |
дизельного топлива арктического | минус 38 | минус 38 | минус 38 | минус 38 | |
дизельного топлива межсезонного <***> | минус 15 | минус 15 | минус 15 | минус 15 | |
<*> Допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот. | |||||
<**> Для Республики Казахстан не более минус 15 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5. | |||||
<***> Для Республики Казахстан не более минус 5 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5. |
Приложение 4 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ МАЗУТА
Характеристика мазута | Единица измерения | Норма для флотского мазута | Норма для топочного мазута |
Массовая доля серы, не более | % | 2,0 | 3,5 |
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже | °C | – | 90 |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | °C | 80 | – |
Выход фракции, выкипающей до 350 °C, не более | % об. | 17 <*> | 17 <*> |
Содержание сероводорода, не более | ppm | 10 <**> | 10 <**> |
<*> Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22 % об.).
<**> Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 г., для Республики Казахстан с 1 января 2017 г., для Республики Беларусь с 1 января 2019 г., для Республики Армения с 1 января 2015 г.
Приложение 5 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Характеристика топлива для реактивных двигателей | Единица измерения | Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета | ||
Джет А-1 | ТС-1 | РТ | ||
Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °C, не более | мм2/с | – | 8 <*> | 16 |
Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °C, не более | мм2/с | 8 | 8 <**> | 8 <**> |
Температура начала кристаллизации, не выше | °C | – | минус 60 <***> | минус 60 <***> |
Температура замерзания, не выше | °C | минус 47 | – | – |
Содержание механических примесей и воды | – | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Фракционный состав: | ||||
10% отгоняется при температуре не выше | °C | 205 | 165 | 175 |
90% отгоняется при температуре не выше | °C | – | 230 | 270 |
98% отгоняется при температуре не выше | °C | – | 250 | 280 |
остаток от разгонки, не более | % | 1,5 | не нормируется | 1,5 |
потери от разгонки, не более | % | 1,5 | не нормируется | 1,5 |
Высота некоптящего пламени, не менее | мм | 25 | 25 | 25 |
или | ||||
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %, не менее | мм | 19 | – | – |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | °C | 38 | 28 | 28 |
Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более | % | 25 | 20 (22) | 20 (22) |
Концентрация фактических смол, не более | мг/100 см3 | 7 | 5 | 4 |
Массовая доля общей серы, не более | % | 0,25 | 0,20 | 0,10 |
Массовая доля меркаптановой серы, не более | % | 0,003 | 0,003 | 0,003 |
Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже | °C | 260 | 260 | 260 (275) <****> |
Перепад давления на фильтре, не более | мм рт. ст. | 25 | 25 | 25 |
Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не более | баллы по цветовой шкале | 3 | 3 | 3 |
Удельная электрическая проводимость <*****>: | пСм/м | |||
без антистатической присадки, не более | 10 | 10 | 10 | |
с антистатической присадкой | 50 – 600 | 50 – 600 | 50 – 600 |
<*> Норма устанавливается для Республики Казахстан.
<**> Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.
<***> Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °C, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.
<****> По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275 °C.
<*****> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Приложение 6 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА
Характеристики авиационного бензина | Единица измерения | Нормы |
---|---|---|
Октановое число по моторному методу, не менее | – | 91 |
Сортность <*> (богатая смесь), не менее | – | 115 |
Температура начала кристаллизации, не выше | °C | минус 60 |
Содержание механических примесей и воды | – | отсутствие |
Давление насыщенных паров | кПа | 29,3 – 49 |
Фракционный состав: | ||
10 процентов отгоняется при температуре не выше | °C | 82 |
50 процентов отгоняется при температуре не выше | °C | 105 |
90 процентов отгоняется при температуре не выше | °C | 170 |
остаток от разгонки, не более | % | 1,5 |
потери от разгонки, не более | % | 1,5 |
Содержание фактических смол, не более | мг/100 см3 | 3 |
Массовая доля общей серы, не более | % | 0,03 |
Цвет | – | зеленый |
<*> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем. |
Приложение 7 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СУДОВОГО ТОПЛИВА
Характеристики судового топлива | Единица измерения | Нормы |
Массовая доля серы, не более | % | 3,5 (по 31 декабря 2011 г.) 2 (по 31 декабря 2012 г.) 1,5 (с 1 января 2013 г.) 0,5 (с 1 января 2020 г.) |
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже | °C | 61 |
Примечание. до 31 декабря 2026 г. для судов, участвующих во внутренних водных перевозках, допускаются производство и выпуск в обращение судового топлива с массовой долей серы не более 1,5%.
Приложение 8 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)
СХЕМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТОПЛИВА <*>
Номер схемы | Элементы схемы | Применение | Документ, подтверждающий соответствие | ||
испытания продукции, исследование типа | оценка производства | производственный контроль | |||
2д | Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | – | – | Для опытно-промышленной партии | Декларация о соответствии на партию продукции |
Заявитель-изготовитель государства – члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза | |||||
3д | Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | – | Производственный контроль осуществляет изготовитель | Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства – члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо | Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно |
4д | Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | – | – | Для партии топлива, Заявитель-изготовитель государства – члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортер | Декларация о соответствии на партию топлива |
6д | Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) | сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджмента | Производственный контроль осуществляет изготовитель | Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства – члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо | Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно |
<*> Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621. |
Описание схем декларирования соответствия топлива
1. Схема декларирования 2д
1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:
– формирование и анализ технической документации;
– проведение испытаний опытно-промышленной партии;
– принятие и регистрация декларации о соответствии.
1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
2. Схема декларирования 3д
2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:
– формирование и анализ технической документации;
– осуществление производственного контроля;
– проведение испытаний образцов топлива;
– принятие и регистрация декларации о соответствии.
2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
3. Схема декларирования 4д
3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:
– формирование и анализ технической документации;
– проведение испытаний партии топлива;
– принятие и регистрация декларации о соответствии.
3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4. Схема декларирования 6д
4.1. Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:
– формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;
– формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;
– осуществление производственного контроля;
– проведение испытаний образцов топлива;
– принятие и регистрация декларации о соответствии;
– контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.
4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
– приостановить действие декларации о соответствии;
– отменить действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем, вносится соответствующая запись.
5. Хранение технической документации
На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:
– выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут – у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;
– партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута – у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данной партии.
Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.
Актуальный текст регламента, а также все приложения доступны на сайте Евразийской экономической комиссии.