Подписывайтесь на наш телеграмм канал

ТР ТС 013/2011 “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту”

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826 “О принятии технического регламента Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту”

В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее – Комиссия) решила:

1. Принять технический регламент Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011) (прилагается).

3. Установить:

3.1. Технический регламент Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (далее – Технический регламент) вступает в силу с 31 декабря 2012 года.

3.2. Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства – члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее – продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 30 июня 2014 года, за исключением документов об оценке (подтверждении) соответствия требованиям, установленным законодательством государства – члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданных или принятых в отношении топлива для реактивных двигателей марки РТ, которые действуют до 1 января 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.

Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, не допускается.

3.3. До 30 июня 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента, за исключением топлива для реактивных двигателей марки РТ, производство и выпуск в обращение которого при наличии таких документов допускается до 1 января 2015 года.

Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.

Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза не допускается.

3.4. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.

3.5. Документы об оценке (подтверждении) соответствия топлива для реактивных двигателей и мазута требованиям, установленным Техническим регламентом, выданные или принятые до дня вступления в силу изменений в Технический регламент согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 г. N 43 “О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)”, действительны до окончания срока их действия.

Обращение топлива для реактивных двигателей и мазута, выпущенных в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.

4. Секретариату Комиссии совместно со Сторонами подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента, и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Решения обеспечить представление его на утверждение Комиссией в установленном порядке.

5. Казахстанской Стороне с участием Сторон на основании мониторинга результатов применения стандартов обеспечить подготовку предложений по актуализации Перечня стандартов, указанных в пункте 2 настоящего Решения, и представление не реже одного раза в год со дня вступления в силу Технического регламента в Секретариат Комиссии для утверждения Комиссией в установленном порядке.

6. Сторонам:

6.1. к дате вступления Технического регламента в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию;

6.2. обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу.

7. Настоящее Решение вступает в силу через 15 дней со дня его официального опубликования, если в течение этого срока Стороны не заявят о приостановлении своего одобрения Технического регламента.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 013/2011 О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ

Предисловие

1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее – Технический регламент ТС) – разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.

2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее – топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Статья 1. Область применения

1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.

1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.

1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.

Статья 2. Определения

2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:

автомобильный и авиационный бензин – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;

выпуск в обращение – первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;

дизельное топливо – жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;

изготовитель – юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;

импортер – резидент государства – члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;

мазут – топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;

марка топлива – словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;

обращение топлива на рынке – этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;

октановое число – показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

опытно-промышленная партия – партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;

партия топлива – количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);

потребитель – юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;

присадка – вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;

продавец – юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства – члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства – члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;

судовое топливо – жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;

топливо для реактивных двигателей – жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;

уполномоченное изготовителем лицо – юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством – членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;

цетановое число – показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;

экологический класс топлива – классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.

Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке

3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.

3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:

наименовании и марке топлива;

соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.

При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.

Статья 4. Требования безопасности

4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.

4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).

Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.

4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.

4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.

4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей “смазывающая способность” и “массовая доля полициклических ароматических углеводородов” при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.

Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.

4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.

4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.

4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.

4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.

4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.

4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.

4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).

Паспорт должен содержать:

наименование и обозначение марки топлива;

наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);

нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;

дату выдачи и номер паспорта;

подпись лица, оформившего паспорт;

сведения о декларации соответствия;

сведения о наличии присадок в топливе.

4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства – члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.

Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности

5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.

5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) – национальных (государственных) стандартах государств – членов Таможенного союза.

Статья 6. Подтверждение соответствия

6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.

Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.

При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства – члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.

Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.

Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.

Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.

Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.

6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:

для серийно выпускаемых топлив – по схемам 3д или 6д;

для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, – по схеме 4д;

для опытно-промышленных партий – по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.

6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:

– протокол (протоколы) испытаний топлива;

– копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);

– копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);

декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:

– протокол (протоколы) испытаний топлива;

– копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);

– документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);

– копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);

– декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:

– протокол (протоколы) испытаний топлива;

– документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);

– копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);

– декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.

6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации.

Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:

при подтверждении соответствия по схеме 3д – не более 3 лет;

при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д – с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;

при подтверждении соответствия по схеме 6д – не более 5 лет.

Статья 7. Защитительная оговорка

7.1. Государство – член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства – члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.

О принятом решении уведомляются другие государства – члены ТС.

7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.

7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.

Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:

Республики Армения – по 31 декабря 2016 года;

Республики Беларусь – по 31 декабря 2014 года;

Республики Казахстан – по 31 декабря 2017 года;

Кыргызской Республики – по 31 декабря 2017 года;

Российской Федерации – по 31 декабря 2014 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Армения – по 31 декабря 2016 года;

Республики Беларусь – по 31 декабря 2015 года;

Российской Федерации – по 1 июля 2016 года.

Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.

7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:

Республики Армения – со 2 января 2016 года;

Республики Казахстан – с 1 января 2018 года;

Кыргызской Республики – с 1 января 2018 года;

Российской Федерации – с 1 января 2015 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:

Республики Армения – по 31 декабря 2015 года;

Республики Беларусь – по 31 декабря 2014 года;

Российской Федерации – по 31 декабря 2015 года.

Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.

Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.

Приложение 1 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МАРКИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.

1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.

1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.

2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.

2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.

2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.

2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.

3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.

Приложение 2 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА

Характеристики автомобильного бензинаЕдиница измеренияНормы в отношении экологического класса
К2К3К4К5
Массовая доля серы, не болеемг/кг5001505010
Объемная доля бензола, не более%5111
Массовая доля кислорода, не более%не определяется2,72,72,7
Объемная доля углеводородов, не более:%    
ароматических не определяется423535
олефиновых не определяется181818
Октановое число:    
по исследовательскому методу, не менее 80808080
по моторному методу, не менее 76767676
Давление насыщенных паров:кПа    
в летний период 35 – 8035 – 8035 – 8035 – 80
в зимний период 35 – 10035 – 10035 – 10035 – 100
Концентрация железа, не болеемг/дм3отсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Концентрация марганца, не болеемг/дм3отсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Концентрация свинца <*>, не болеемг/дм35555
Объемная доля монометиланилина, не более%1,31,01,0отсутствие
Объемная доля оксигенатов, не более:%    
метанола <**> не определяется111
этанола не определяется555
изопропанола не определяется101010
третбутанола не определяется777
изобутанола не определяется101010
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле не определяется151515
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °C) не определяется101010
<*> Для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие.
<**> Для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие.

Приложение 2 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА

Характеристики автомобильного бензинаЕдиница измеренияНормы в отношении экологического класса
К2К3К4К5
Массовая доля серы, не болеемг/кг5001505010
Объемная доля бензола, не более%5111
Массовая доля кислорода, не более%не определяется2,72,72,7
Объемная доля углеводородов, не более:%    
ароматических не определяется423535
олефиновых не определяется181818
Октановое число:    
по исследовательскому методу, не менее 80808080
по моторному методу, не менее 76767676
Давление насыщенных паров:кПа    
в летний период 35 – 8035 – 8035 – 8035 – 80
в зимний период 35 – 10035 – 10035 – 10035 – 100
Концентрация железа, не болеемг/дм3отсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Концентрация марганца, не болеемг/дм3отсутствиеотсутствиеотсутствиеотсутствие
Концентрация свинца <*>, не болеемг/дм35555
Объемная доля монометиланилина, не более%1,31,01,0отсутствие
Объемная доля оксигенатов, не более:%    
метанола <**> не определяется111
этанола не определяется555
изопропанола не определяется101010
третбутанола не определяется777
изобутанола не определяется101010
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле не определяется151515
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °C) не определяется101010
<*> Для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие.
<**> Для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие.

Приложение 3 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Характеристики дизельного топлива <*>Единица измеренияНормы в отношении экологического класса
К2К3К4К5
Массовая доля серы, не болеемг/кг5003505010
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:°C    
для летнего и межсезонного дизельного топлива 40405555
для зимнего и арктического дизельного топлива 30303030
Фракционный состав – 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше°C360360360360
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более%11118
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее45515151
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менеене определяется474747
Смазывающая способность, не болеемкмне определяется460460460
Предельная температура фильтруемости, не выше:°C    
летнее дизельное топливоне определяетсяне определяетсяне определяетсяне определяется
дизельного топлива зимнего <**>минус 20минус 20минус 20минус 20
дизельного топлива арктическогоминус 38минус 38минус 38минус 38
дизельного топлива межсезонного <***> минус 15минус 15минус 15минус 15
<*> Допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.
<**> Для Республики Казахстан не более минус 15 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
<***> Для Республики Казахстан не более минус 5 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.

Приложение 4 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ МАЗУТА

Характеристика мазутаЕдиница измеренияНорма для флотского мазутаНорма для топочного мазута
Массовая доля серы, не более%2,03,5
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже°C90
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже°C80
Выход фракции, выкипающей до 350 °C, не более% об.17 <*>17 <*>
Содержание сероводорода, не болееppm10 <**>10 <**>

<*> Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22 % об.).

<**> Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 г., для Республики Казахстан с 1 января 2017 г., для Республики Беларусь с 1 января 2019 г., для Республики Армения с 1 января 2015 г.

Приложение 5 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Характеристика топлива для реактивных двигателейЕдиница измеренияНорма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета
Джет А-1ТС-1РТ
Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °C, не болеемм2/с8 <*>16
Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °C, не болеемм2/с88 <**>8 <**>
Температура начала кристаллизации, не выше°Cминус 60 <***>минус 60 <***>
Температура замерзания, не выше°Cминус 47
Содержание механических примесей и водыотсутствиеотсутствиеотсутствие
Фракционный состав:    
10% отгоняется при температуре не выше°C205165175
90% отгоняется при температуре не выше°C230270
98% отгоняется при температуре не выше°C250280
остаток от разгонки, не более%1,5не нормируется1,5
потери от разгонки, не более%1,5не нормируется1,5
Высота некоптящего пламени, не менеемм252525
или    
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %, не менеемм19
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже°C382828
Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более%2520 (22)20 (22)
Концентрация фактических смол, не болеемг/100 см3754
Массовая доля общей серы, не более%0,250,200,10
Массовая доля меркаптановой серы, не более%0,0030,0030,003
Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже°C260260260 (275) <****>
Перепад давления на фильтре, не болеемм рт. ст.252525
Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не болеебаллы по цветовой шкале333
Удельная электрическая проводимость <*****>:пСм/м   
без антистатической присадки, не более 101010
с антистатической присадкой 50 – 60050 – 60050 – 600

<*> Норма устанавливается для Республики Казахстан.

<**> Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.

<***> Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °C, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.

<****> По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275 °C.

<*****> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.

Приложение 6 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА

Характеристики авиационного бензинаЕдиница измеренияНормы
Октановое число по моторному методу, не менее91
Сортность <*> (богатая смесь), не менее115
Температура начала кристаллизации, не выше°Cминус 60
Содержание механических примесей и водыотсутствие
Давление насыщенных паровкПа29,3 – 49
Фракционный состав:  
10 процентов отгоняется при температуре не выше°C82
50 процентов отгоняется при температуре не выше°C105
90 процентов отгоняется при температуре не выше°C170
остаток от разгонки, не более%1,5
потери от разгонки, не более%1,5
Содержание фактических смол, не болеемг/100 см33
Массовая доля общей серы, не более%0,03
Цветзеленый
<*> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.

Приложение 7 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СУДОВОГО ТОПЛИВА

Характеристики судового топливаЕдиница измеренияНормы
Массовая доля серы, не более%3,5 (по 31 декабря 2011 г.)
2 (по 31 декабря 2012 г.)
1,5 (с 1 января 2013 г.)
0,5 (с 1 января 2020 г.)
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже°C61

Примечание. до 31 декабря 2026 г. для судов, участвующих во внутренних водных перевозках, допускаются производство и выпуск в обращение судового топлива с массовой долей серы не более 1,5%.

Приложение 8 к техническому регламенту Таможенного союза “О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту” (ТР ТС 013/2011)

СХЕМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТОПЛИВА <*>

Номер схемыЭлементы схемыПрименениеДокумент, подтверждающий соответствие
испытания продукции, исследование типаоценка производствапроизводственный контроль
Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре)Для опытно-промышленной партииДекларация о соответствии на партию продукции
Заявитель-изготовитель государства – члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)Производственный контроль осуществляет изготовительДля топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства – члена ТС или уполномоченное изготовителем лицоДекларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)Для партии топлива, Заявитель-изготовитель государства – члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортерДекларация о соответствии на партию топлива
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджментаПроизводственный контроль осуществляет изготовительДля топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства – члена ТС или уполномоченное изготовителем лицоДекларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
<*> Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621.

Описание схем декларирования соответствия топлива

1. Схема декларирования 2д

1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– проведение испытаний опытно-промышленной партии;

– принятие и регистрация декларации о соответствии.

1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

2. Схема декларирования 3д

2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– осуществление производственного контроля;

– проведение испытаний образцов топлива;

– принятие и регистрация декларации о соответствии.

2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.

2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

3. Схема декларирования 4д

3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации;

– проведение испытаний партии топлива;

– принятие и регистрация декларации о соответствии.

3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.

3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

4. Схема декларирования 6д

4.1. Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:

– формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;

– формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;

– осуществление производственного контроля;

– проведение испытаний образцов топлива;

– принятие и регистрация декларации о соответствии;

– контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.

4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.

4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.

4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.

4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.

При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:

– приостановить действие декларации о соответствии;

– отменить действие декларации о соответствии.

В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем, вносится соответствующая запись.

5. Хранение технической документации

На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:

– выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут – у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;

– партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута – у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данной партии.

Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.

Актуальный текст регламента, а также все приложения доступны на сайте Евразийской экономической комиссии.

Прокрутить вверх